
Документ аудиторы презентовали на комитете по здравоохранению. Из 50 направлений по запросам Счетной палаты минздрав ответил лишь на 26, остальные проигнорировал. Предоставленные данные по оставшимся направлениям министерство подготовило низкого качества: с элементарными арифметическими ошибками и нарушением сроков представления информации. Причины, по которым ведомство не предоставило данные по 24 направлениям, в минздраве не указали. У министра попытался узнать, почему так произошло. Руководитель фракции ЛДПР в Заксобрании края Алексей Бойков отметил, что толкового объяснения он не услышал
Парламентарий процитировал Счетную палату в своем ТГ-канале:
«Недостатки и нарушения, установленные в ходе анализа нормативных правовых актов, свидетельствуют об отсутствии системной работы министерства здравоохранения Красноярского края по принятию и актуализации распорядительных документов в сфере лекарственного обеспечения».
Из этого отчетливо видно, что виноваты в перебоях с лекарствами не «недобросовестные подрядчики», как ранее говорили в минздраве, а само ведомство. Проблем с финансированием, следует из заключения, министерство тоже не испытывает. Для примера: в 2024 году на лекарственное обеспечение заложили 9 млрд, в 2021 году было в два раза меньше. И, отмечает Алексей Бойков, такого бардака тогда не было.
Еще один серьезный момент, на который обратили внимание аудиторы, — в крае нет регистра пациентов с хронической сердечной недостаточностью и регистра для учета паллиативных больных. На минутку, это предусмотрено региональными программами. Если бы эти регистры добросовестно велись, возможно, такого коллапса с лекарствами бы и не случилось вовсе.
Выявила Счетная палата и недостаток финансирования на покупку препаратов для туберкулинодиагностики детей и медицинских иммунобиологических препаратов, в том числе вакцин от клещевого энцефалита. Это, считают аудиторы, создает риски роста заболеваемости туберкулезом и клещевым энцефалитом среди детей в крае. Отметили проверяющие также полное игнорирование региональным минздравом рекомендаций федерального министерства по части обеспечения лечения орфанных, редких, заболеваний.
Отдельно Алексей Бойков подчеркнул, что заключение Счетной палаты минздрав получил еще в феврале. В документе прописали предложения по улучшению ситуации с лекарственным обеспечением. Прошло три месяца, ведомство не дало никакой обратной связи.
Причем, как отметили аудиторы, такой «игнор» минздрава они фиксируют не только в сфере лекобеспечения, но и в других. Счетная палата пригрозила минздраву, что в дальнейшем такое игнорирование может привести уже к административным делам.
Представительница минздрава, прослушав выступление, заявила, что сейчас они актуализируют всю нормативную базу, а все подходы по планированию необходимого количества лекарственных препаратов пересмотрят в цикле следующей закупочной кампании. Вину в провале этого года в минздраве не признали, возложив ответственность на предыдущее руководство.
«Вопросов этот отчет лично у меня вызвал много. Один из них: почему мы рассмотрели заключение Счетной палаты спустя аж три месяца с момента его поступления в ЗС? Председатель профильного комитета признался, что тему не подняли в парламенте сразу после получения заключения, так как тогда была «слишком напряженная обстановка» в сфере лекарственного обеспечения, — рассказал Алексей Бойков.
Итогов служебной проверки по ситуации с лекарственным обеспечением в крае парламентарий так и не получил. Он полагает, что велика вероятность и не получить их, так как министр ссылается на защиту персональных данных льготников.
«Если честно, я немного в ступоре после всего услышанного, даже не представляю, кому теперь писать запрос по этой ситуации, чтобы хоть как-то повлиять на этот бардак. Минздрав не пугают ни уголовные дела, ни претензии Счетной палаты, ни представления прокуратуры, ни возмущение людей и депутатов. Почему? Потому что, по всей видимости, все равно», — подвел итог Алексей Бойков.