
Депутаты фракции ЛДПР в Государственной Думе во главе с Председателем партии Леонидом Слуцким предложили обязать владельцев электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности, использующихся в коммерческих целях, ставить такие средства на государственный учет и оформлять обязательную страховку. Такая страховка будет распространяться на каждого человека, допущенного к управлению этими транспортными средствами
Соответствующий законопроект направили на заключение в Правительство Российской Федерации 2 мая 2025 года.
«Аварий на дорогах и тротуарах по вине безответственных водителей электросамокатов, сигвеев, моноколес и других подобных устройств всё больше. Цифры угрожающие. За девять месяцев прошлого года зарегистрировали около четырёх тысяч ДТП по вине таких лихачей. При этом ответственность этих гонщиков никак не застрахована, и пострадавшим от них пешеходам и водителям приходится месяцами выбивать в судебном порядке компенсации за нанесённый вред. В ЛДПР приходит множество жалоб на подобную несправедливость и волокиту. Мы считаем, проблему необходимо решать комплексно. Мы предлагаем, во-первых, определить сами понятия «средство индивидуальной мобильности» и «электровелосипед» по чётким техническим параметрам для упрощения работы по страховым случаям. Во-вторых, заставить владельцев подобных средств передвижения массой выше 15 килограммов, которые на них зарабатывают, используют их в коммерческих целях, заключать договор обязательного страхования для своих водителей. В-третьих, следует обеспечить госрегистрацию «коммерческих» СИМ и электровелосипедов для их идентификации, повышения подотчётности операторов проката и доставки, а также для упрощения администрирования страховых случаев. Реализация инициативы ЛДПР повысит безопасность всех участников дорожного движения, защитит интересы пострадавших в ДТП и снизит нагрузку на суды», — рассказал Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий.
Сегодня лица, управляющие электросамокатами и прочими средствами индивидуальной мобильности, — полноценные участники дорожного движения, наряду с водителями автомобилей и мотоциклов, и имеют право выезжать на проезжую часть. Популярность таких средств растет и электросамокаты часто закупают не только для личного использования, но и для того, чтобы в дальнейшем сдавать их в аренду или осуществлять доставку товаров.
При этом единое правовое регулирование в отношении средств индивидуальной мобильности в действующем законодательстве отсутствует. Само понятие «средство индивидуальной мобильности» закреплено в правилах дорожного движения, но это не обязывает владельцев регистрировать электросамокаты, страховать их и, главное, нести ответственность в случае происшествий на дорогах. Из-за этого получить компенсацию с владельца такого средства в случае ДТП другие участники дорожного происшествия, будь то пешеходы или автомобилисты, могут только через суд.
Справочно
За девять месяцев 2024 года зарегистрировали 3897 аварий с участием средств индивидуальной мобильности, что на 47,2 % больше по сравнению с 2023 годом. На 25% увеличилась смертность в таких ДТП – за прошлый год погибло 54 человека, включая 6 несовершеннолетних. Число пострадавших составило 4052 человека, из них 1392 детей. Важно отметить, что более 34% таких случаев произошли непосредственно на тротуарах и в пешеходных зонах.