![ЛДПР в Красноярском крае предложила обязать торговые сети размещать продукцию местных производителей](https://images.hub.ldpr.ru/display?path=media/images/krasnoyarsk/f116a57487be6a455896794bba197ad5bba887e9d38345ff02064de74031860a.png&op=resize&h=600)
Депутаты Фракции ЛДПР во главе с Председателем партии Леонидом Слуцким предложили обязать крупные торговые сети на территории своих субъектов обеспечивать в каждой сети наличие товаров, произведённых региональными производителями, в объёме не менее 25% ассортимента
Изменения предлагается внести в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Соответствующую инициативу внесли в Государственную Думу 15 января 2024 года.
В последние годы наблюдается тенденция к укрупнению федеральных торговых сетей и прекращению деятельности региональных сетей. В связи с недружественными действиями ряда иностранных государств и санкций в отношении РФ, повлекшими уход с рынка иностранных компаний, особую значимость приобретает обеспечение продовольственной безопасности граждан и государства.
«Товары региональных производителей должны попадать на полки местных магазинов крупных сетей. Это, во-первых, логистически выгодно, это экономия на стоимости. Во-вторых, продукты останутся свежими, возрастёт качество питания людей. Ну и, конечно же, развитие предпринимательства, рабочих мест, а это экономика, доходы граждан. Все эти причины, очевидные для людей, не раз были услышаны нами на встречах в поездках. Как и заявляли, вносим на рассмотрение Госдумы законопроект об обязательном введении в сетевых магазинах и гипермаркетах «местных полок», – отметил Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий.
В настоящее время региональные товаропроизводители часто не выдерживают конкуренции из-за отсутствия стимулирующих мер, а доля местной продукции в региональных торговых сетях остаётся незначительной. Актуальность государственной поддержки местных товаропроизводителей демонстрирует и то обстоятельство, что малый бизнес при содействии органов государственной власти самостоятельно предпринимает меры по развитию каналов сбыта для местных товаропроизводителей.
Например, в Хабаровском крае в 2022 году Краевым сельскохозяйственным фондом в сотрудничестве с рядом компаний запущен проект «Фермерские островки», благодаря чему фермеры и небольшие сельхозкооперативы получили доступ в крупные торговые сети. В 2020 году торговая сеть «ВкусВилл» начала проект «Региональная полка» в целях поддержки местных производителей в Республике Татарстан, впоследствии распространив положительный опыт на Санкт-Петербург, Краснодарский край, Калужскую, Ростовскую, Воронежскую и Нижегородскую области, а также на иные субъекты РФ.
«От наличия товаров местных производителей на полках ритейлеров выигрывают как потребители, так и предприниматели, работающие в регионе. Потребитель получает продукцию хорошего качества, с нормальным сроком годности от местного производителя. Производитель же, в свою очередь, получает возможность наращивать обороты, создавать новые рабочие места, развиваться, обеспечивая продуктовую безопасность и импортозамещение в регионе. Это правильная инициатива! Особенно, по отдельным направлениям, таким, как молочная продукция, хлебобулочные изделия. Наличие местных производителей таких продуктов должно быть весомым. На мой взгляд, больше 50-60% производителей молока и хлеба должны быть местными, чтобы жители региона могли питаться сбалансированно, натуральными и свежими продуктами», — прокомментировал инициативу депутат ЛДПР Семён Сендерский.
Предлагаемые ЛДПР изменения закрепят требования к показателю доли местной продукции, которая должна быть представлена в торговых сетях, что в дополнение к иным мерам государственной поддержки позволит стабилизировать рынок в условиях тенденции к его монополизации федеральными торговыми сетями, расширить возможности сбыта для местных производителей, усилить предпринимательскую активность в регионах. Такие меры будут содействовать реализации экономического потенциала субъектов РФ и повышению их самостоятельности.
Справочно
На важность поддержки региональных производителей обратил внимание Президент Российской Федерации в ходе прямой линии и большой пресс-конференции 14 декабря 2023 года, обратившись к главам субъектов Российской Федерации с указанием на необходимость способствовать продвижению региональных брендов.
В 2021 году торговая сеть «Магнит» выкупила сеть магазинов «Дикси», а торговая сеть «Лента» – сеть супермаркетов «Билла Россия». Региональная сеть «Семья» (Пермский край) была приобретена торговой сетью «Лента», а сеть супермаркетов Тамбовской области «Огонек»/«Эконом» в связи с недостаточной прибыльностью прекратила свою деятельность, её торговые объекты были переданы торговой сети «Пятёрочка».
Только 14% от общего объёма закупок торговой сети «Магнит» приходится на местных поставщиков. В магазинах «Магнит» Пермского края доля местной продукции приближается к 16%. На долю местных товаров в торговой сети «Лента» приходится около 20% от общего ассортимента. Местные товары в торговых объектах сети «Пятёрочка» составляют около 15% от ассортимента.